Консультация «Дыхательная гимнастика»

Дыхательная гимнастика

 

Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомен­дуется выполнять после сеанса массажа и дома под контро­лем родителей, необходимо выполнить одно-два упражне­ния для развития речевого дыхания.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

0 Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пы­таясь «забить гол». Вата дол­жна оказаться между куби­ками.

 

1 Ветряная мельница

Для этой игры необходи­ма игрушка — мельница из песочного набора или вер­тушка. Ребенок дует на ло­пасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

А. С. Пушкин

2 Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предло­жите ребенку устроить снего­пад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ре­бенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

А. Барто

3 Листопад

Вырежьте из тонкой цвет­ной бумаги желтого и крас­ного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березо­вые (можно использовать на­стоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая ли­сточки аналогично снежин­кам с ладони.

 

4 Бабочка

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Про­изнесите вместе с малы­шом русскую народную по­говорку:

Бабочка-коробочка, Полети на облачко,

Там твои детки —

На березовой ветке!

5 Затем предложите подуть на бабочку длительным плав­ным выдохом, «чтобы она полетела».

 

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ма­лышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вме­сте с ребенком:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони До Волги-реки!

Русская народная поговорка

Живые предметы

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Пред­ложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

6 Шторм в стакане

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и ста­кан с водой. Посередине ши­рокого языка кладется соло­минка, конец которой опуска­ется в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, что­бы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 

Задуй свечу

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время вы­полнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края гор­лышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха долж­на быть длительной и идти посередине языка. После пока­за взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гу­док не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

 

 

 

Рекомендации логопедам и родителям по выполнению дыхательной гимнастики

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не под­нимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

  • Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

Вышеперечисленные игровые упражнения можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.