Проект «Космос» (подготовительная группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С № 29 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

«КОСМОС» 

ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ВЫПОЛНИЛА

 ВОСПИТАТЕЛЬ БУРЦЕВА Н.В.

АПРЕЛЬ 2014 г.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Одним из этапов познавательного развития  дошкольников – знакомство с понятием планета «Земля». На данном этапе  важно вызвать у детей интерес  к планете, на которой мы живём, желание узнать больше о её месте в космосе, сформировать представления детей о  роли человека в изучении и освоении космоса.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов, внесших большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении — это и часть патриотического воспитания: формирования чувства гордости  за свою страну и достижения учёных и космонавтов. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании при создании проблемных ситуаций. Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника — игровую и художественно-продуктивную — в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.

Реализация предлагаемых форм работы предполагает решение следующих задач:

— формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;

— развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей);

— поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности;

— пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;

— развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность;

— воспитывать любовь и уважение к людям — первооткрывателям космоса.

Тип проекта:
— обучающий
— исследовательский
— игровой
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап

1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

1. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей)
2. Коллективное панно «Космическое путешествие»
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото — коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4.  Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.
Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1. Коммуникация  «Ракета летит к звёздам».(О.А. Скоролупова  стр.58)
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета — Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна — спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце — источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

НОД

1. Познание
Тема: «Покорение космоса». (О.А. Скоролупова).стр.57.
Цель: объяснить детям, что такое космос, космическое пространство. Познакомить с профессией космонавта. Учить мечтать.
Беседа.
Тема: Нагибин Ю.М.  Рассказы о Гагарине. В школу
Цель: познакомить с биографией Ю.Гагарина; учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
3. Конструирование
Тема: «Наш космический корабль».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
4. Рисование
Тема: Космическая фантазия «Космический сон».
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж;
5. Рисование
Тема: «Космический корабль».
Цель: учить передавать форму ракеты, развивать чувство композиции, воображение.
6. Лепка
Тема: «Полёт на Луну».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Подвижные игры: (см. приложение 1)

— «Ждут нас быстрые ракеты»

— «Космическая эстафета»

— «Ракетодром»
— «Невесомость»

— «Солнышко и дождик»

— «Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры: (см. приложение №2)

— «Восстанови порядок в солнечной системе»
— «Найди лишнее»
— «Подбери созвездие».
— «Найди недостающую ракету»
— «Добавь словечко»
— «Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
— Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
— В. Кащенко «Созвездие драконов»,
— П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
— О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
— Н.Носов « Незнайка на луне»
— стихотворения о космосе.
— загадки о космосе.

Индивидуальная и групповая работа:

— развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
— собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
— выкладывание картинок из счетных палочек
— рисование на крупе.
— индивидуальная работа по развитию речи игра “Скажи наоборот”

Итог:

1. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие» (с использованием фотографий детей).
2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Подвижные  игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
— Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
— Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
— Завели моторы  «Р-р-р»: движение по кругу друг за другом
— Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
— На  заправку полетели: присели — руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко», дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,
Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Подбери созвездие».

Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

cosmos1

 

cosmos2

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).

«Найди недостающую ракету»

cosmos3

 

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

cosmos4

Рекомендуем посмотреть:

cosmos5 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОСУГ

«ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ РОДНОЙ»

ЦЕЛИ:

подвести детей к пониманию того, что планета Земля — наш общий дом;

— на наглядных примерах показать, что планета Земля нуждается в защите, бережном отношении;

— объяснить, что жестокость и равнодушие  к природе могут привести к её гибели;

— познакомить с правилами поведения в природе;

— вызвать желание посильным участием внести свой вклад на благо защиты природы.

Действующие лица: Лесная Фея, Травяная Ведьма, Ромашка и Шмель.

(под музыку входит Лесная Фея)

ЛЕСНАЯ ФЕЯ

На земле исчезают цветы.

С каждым днём всё заметнее  это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли:

Беззаботно топтали мы их,

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «Стой»,

Нам казалось всё мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели, как из-под ног,

Молчаливо дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк.

Безнадёжно гвоздики глядели…

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я лесная Фея. Я пришла к вам рассказать о том, что наши братья меньшие нуждаются в защите и охране. Беречь и сохранять нужно и животных, и растения, и реки, и озёра, и моря. Всё, что создала природа, нуждается в защите. (Появляется воздушный шар). Ребята, а что это за шар? Да он не простой, в нём, что-то есть внутри. Сейчас посмотрим. (Лопнув шар). Здесь какое-то послание. Давайте прочтём его. (Фея читает)

«Тому, кто найдёт наше послание!

Мы, существа с другой планеты, совершили посадку в разных местах планеты Земля. Помогите нам собраться вместе, иначе наши корабли не смогут вернуться на родную планету. Для этого определите, пожалуйста, где мы находимся».

Ребята, я думаю, что нам не сложно будет оказать помощь инопланетянам, так как  здесь есть подсказки. Вот первая из них: «Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окружённой водой,  нам очень-очень жарко. Помогите понять, где мы находимся?»

Давайте подумаем, о чём здесь идёт речь: о материке или об острове?

Сейчас мы можем сказать, где именно находятся инопланетяне?

Дети. Нет.

Фея. Давайте, прочтём дальше. «Здесь живут диковинные существа, одно огромное с большими ушами и длинным, как шланг носом».

Дети. Это слон.

Фея. «Другое похоже на верёвку, шипит и ползёт по земле»

Дети. Это змея.

Фея. «Третье — высокое с длинной шеей»

Дети. Это жираф.

Фея. Теперь мы можем предположить на каком материке мы находимся?

Дети. Африке.

Фея. Почему вы так думаете? (ответы детей).

А в этом сообщении одни лишь фотографии. (на них изображены-кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон) – показать фото. (ответы детей)

Можем сказать, на каком материке мы находимся?

Дети. В Австралии.

Фея. Следующее сообщение. «Мы замёрзли, кругом лёд, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся». Дети, вы догадались, где находятся, наши гости? Давайте проверим свои предположения.

«Видим большого, лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в холодной воде и ловит рыбу».

Дети. Это белый медведь.

Фея. Здесь ходит странный зверь, на голове растут, какие-то ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жуёт».

Дети. Это Северный олень.

Фея. А у этого животного вместо ног – ласты, а из пасти торчат длинные клыки? Он очень быстр и ловок в воде.

Дети. Это морж.

Фея. Дети вы догадались, где находятся наши гости с другой планеты?

Дети.

В Арктике.

Фея. «Вокруг нас  очень много растительности, есть высокие деревья с белыми стволами, есть колючие — одни с короткими иголками, другие с длинными. Помогите понять, где мы находимся? (ответы детей)

Дети, а здесь есть фотографии. (животные Евразии — заяц, белка ,кабан, лось, медведь, лиса, ёж)

Дети. Евразии.

Ребята, наши космические друзья получили нужную информацию. Они предлагают нам свою дружбу и сообщают  нам свои координаты, где мы их можем увидеть. «Мы живем на девятой планете от солнца. Просим вас помочь определить курс нашего космического корабля»

Дети. Называют планеты  от первой до девятой

1. Меркурий.

2. Венера.

3. Земля.

4. Марс.

5. Юпитер.

6. Сатурн.

7. Уран.

8. Нептун.

9. Плутон.

(рассказать о каждой планете)

Фея. Гостям мы помогли, но у меня есть на земле друзья. (входят Травяная Ведьма и Ромашка).

Ромашка. Много трав полезных

На земле страны родной.

Может справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная Ведьма Я хочу тебе, дружок,  дать в букет ещё цветок…

( протягивает  ядовитые цветы)

Ромашка. Ох, эта ведьма, цветок-то ядовитый. Так и норовит сделать гадость

Травяная Ведьма. Я одумалась, ребята, Лучше вместе в лес пойдём,

Соберём шалфей и мяту, нежных ландышей нарвём, дома их поставим в воду.

Ромашка. Мы растения эти знаем,

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они уж давно занесены.

Фея. А теперь послушайте небольшую историю. Жил-был маленький Шмель радовался солнышку, теплу, а больше всего любил цветы. Но однажды , когда Шмель, отдыхал на своём любимом цветке, на полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь. Полетел он искать свой цвет и нашёл его среди букета в одном дворе. Цветок склонил жёлтую головку — он завял. Шмель  решил обратиться к людям, предупредить, что все цветы могут исчезнуть, если люди не будут беречь природу. (вбегает Шмель)

Шмель. Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что  в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда к ним приходишь в гости. Вы, когда отправляетесь на прогулку в лес, на луг, в поле — вы гости, гости природы и тех, кто в природе живёт. Здесь тоже нельзя вести себя как вздумается. Есть правила  Вежливости, которые необходимо соблюдать в природе.

ПРАВИЛА:

Первое. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей. Помните — они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них в природе делает своё дело.

Второе. Не старайтесь спасать птенцов. Иногда нам кажется, что птичка в беде. Вот она убегает от нас. Летать не умеет. Родители его обязательно найдут.

Третье. Не оставляйте после себя мусор на лужайке или у речки .Не оставляйте непогашенных  костров. Всё это грозит большой бедой для природы.

Фея. Помните, ребята, мы верим в то, что вы наши друзья.

ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОК И ПТИЦА

НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ.

ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ,

НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ.

Земля — наш дом, нам здесь жить пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка. И леса, и реки, и их обитатели. Мы должны помочь Земле — делать то, что в наших силах. Ухаживать за деревьями, подкормить птиц, зверей, взять под охрану муравейник, полянку.

Ромашка. Я думаю, что наша встреча не прошла  даром  вы станете настоящими защитниками природы.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Фея. Берегите Землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

Над  пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

(под музыку в мире животных уходят)