Аннотация к рабочей программе учителя логопеда

Аннотация
к рабочей программе учителя логопеда
МБДОУ «Детский сад № 29» Шарифовой Натальи Владимировны

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным стандартам (ФГОС), утверждённым Приказом МОиНРФ от 30.08.2013 №1014 в соответствии с п.2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения, уставу образовательной организации.
В основе данной программы использован опыт работы в дошкольном логопунке подкрепленный современными коррекционно развивающими программами Министерства Образования РФ, научно—методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности:
• Программа логопедической работы по преодолению фонетико—фонематического недоразвития у детей Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: Учебное издание Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина, Т.В. Туманова.—М. : Просвещение, 2010.- 272 с.
• Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушениями речи: Учебное издание Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.—М.: Просвещение, 2010.—272 с.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем не совсем подходят для использования в логопункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приемов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что также является необходимым для успешной коррекции.
Этим и обусловлена значимость составления рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу, помочь детям в преодолении трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации и позитивной интеграции в социум.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе и его позитивная социализация. Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению коммуникативных функций речи.
Данная программа представляет коррекционно—развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико—грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка старшего дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 29» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения в логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений; хотя, априори логопункт рассчитан только на детей с фонетико—фонематическим и фонетическим нарушениями речи. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедическом пункте при массовом детском саде.
Основная программа ДОУ «От рождения до школы» не рассчитана на дошкольников с нарушениями речи. Хотя с учетом ФГГС имеет в своем составе раздел « Содержание коррекционной работы», которое должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении Программы.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно—логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам «Санитарно—эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, СанПин 2.4.1.1249—03», утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, необходимо учесть, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу, что также вписывается в условия данной рабочей программы. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый обьем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами(п.2.12.7).
В соответствии с СанПинами продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни—не более 25 минут, с детьми 7-го года жизни—не более 30 минут.
Цель программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слух произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь и коммуникативные функции старших дошкольников.
В процессе коррекционного обучения старших дошкольников с нарушениями речи, решаются следующие задачи:
• своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений;
• преодоление недостатков в речевом развитии;
• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
• подготовка к обучению грамоте;
осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, педагогами и специалистами ДОУ, медицинскими работниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Форма организации обучения – индивидуальная.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность занятий до 30 минут для детей подготовительного возраста, до 25 минут для детей старшего возраста, 10-15 минут для детей среднего и младшего возраста.
Заключение.
Данная программа доступна к применению в дошкольном логопедическом пункте. С ее помощью у детей формируется полноценная фонетическая система языка, развивается фонематическое восприятие, слоговой анализ и синтез, автоматизируются слух произносительные умения и навыки, формируется связная речь на базе правильно произносимых звуков, развиваются коммуникативные функции, и как следствие всех этих процессов – позитивная социализация старших дошкольников.